Вы здесь

Воспитательная работа

Полезные и верифицированные источники об образовании Telegram:

Минпросвещения России — официальный канал министерства об образовании для родителей, педагогов и учащихся.
Академия Минпросвещения России — новости и анонсы форумов, курсов повышения квалификации и других мероприятий для педагогов
Разговоры о важном — канал для классных руководителей и педагогов с полезными материалами для проведения тематических занятий
Росдетцентр — всё о новой философии воспитания детей и молодёжи
Красный Конь | Институт воспитания — новости и полезные материалы о воспитании ребёнка
Институт развития профессионального образования — новости и события системы среднего профессионального образования.
Молодцы — актуальные новости и аналитика политики в сфере образования

 

 

 

 

 

 

 

Всероссийский урок генетики
23 апреля 2021 года Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей проводит Всероссийский урок генетики, приуроченный к 25 апреля – Международному дню ДНК.

Темы уроков:
«Генетика: история и будущее»
«Генетика растений и продовольственная безопасность»
Цель урока – создание условий для устойчивого познавательного интереса к изучению генетики и осознанного выбора будущей профессии, связанной с генетическими технологиями.

Предлагаем педагогам и ученикам 9 - 11 классов принять участие во Всероссийском уроке генетики, материалы для проведения урока можно скачать по ссылке:
Всероссийский урок генетики (fedcdo.ru)
Все организаторы и участники урока получат сертификаты, макет сертификата можно скачать по ссылке:
Всероссийский урок генетики (fedcdo.ru)

Воспитательная работа

Онлайн-уроки финансовой грамотности

Общероссийская общественная организация - Общее дело

Противодействие терроризму и экстремистской деятельности

Дополнительная образовательная программа "Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма"

 

Методические материалы для проведения в образовательных учреждениях циклов лекций и бесед по профилактике терроризма, преступлений против личности, общества и государства

Памятка гражданам об их действиях при установлении уровней террористической опасности

Материалы разработанные отделом образования Администрации муниципального района Краснокамский район для подготовки и проведения мероприятия "Терроризм - это угроза. Мы против террора" (рекомендованы для использования в работе письмом Министерства образования Республики Башкортостан от 29 октября 2014 года № 18-08/127) https://yadi.sk/d/2ioucZWgcMrTM

Материалы проведения практических занятий в школах города Нефтекамск по теме «Действия при угрозе террористического акта»
Письмо о передвижной экспозиции "Терроризм - главная угроза человечеству"
Материалы передвижной экспозиции "Терроризм - главная угроза человечеству"
Методические рекомендации и агитационные материалы по профилактике терроризма и экстремизма
Рекомендации по формированию и распространению антитеррористической идеологии среди молодежи
Информационно-пропагандистские материалы, приуроченные ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом и направленные на профилактику терроризма http://yadi.sk/d/HMmJAckTGyfUk
Караваев А.Г. Молодежь и антитеррор. Пособие для учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ, студентов вузов, их родителей, учителей и специалистов различных областей. М.,2013.

Леднев А.Г. Серия: Антитеррор. Герои мирного времени. История подвига открытый дневник. Документально-художественный сборник для школьников среднего и старшего возраста.

Леднев А.Г. Серия: Антитеррор. Герои мирного времени. История подвига открытый дневник 2. Документально-художественный сборник для школьников среднего и старшего возраста.

Штейнбух А.Г. Интернет и антитеррор. Научно-популярное пособие, рассчитано на учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ, студентов вузов и преподавателей. М., 2013.

Хайдаров Ф.А. Ислам традиционный и вымышленный. Научно-популярное издание. Содержание предназначено для учебных занятий (основы религиозной культуры и светской этики, граждановедение, обществознание, ОБЖ, новейшая история и др.), а также в структуре классных часов и других элементов воспитательных систем. М., 2013.

Методические рекомендации по проведению тематического урока, посвященного 10-й годовщине трагических событий в г. Беслане

Короткометражный документальный фильм, созданный по заказу Национального антитеррористического комитета. Авторы проекта рассматривает следующие вопросы: кто такие террористы, какие у них цели, кому выгодны человеческие жертвы, как люди попадают в ловушки идеологов насилия. Рекомендуется для использования в работе образовательной организации https://cloud.mail.ru/public/AVwe/pNz8fmG5S

Ссылки для скачивания 5-серийного цикла документальных фильмов «Россия без террора» и 10 социальных видеороликов антитеррористической направленности

Цикл документальных фильмов «Россия без террора»: фильм «Чечня. Возрождение» - https://yadi.sk/i/SBJlqCkPqwrNX;

фильм «Завербованные смертью» - https://yadi.sk/i/v0wrbyeDqwtP5; фильм «Мусульманские святыни» - https://yadi.sk/i/IilYvj-2qxEmB;

фильм «Дагестан. Война и мир» - https://yadi.sk/i/mFNeHuSFqxEuf;фильм «Татарстан. Испытание на прочность» - https://yadi.sk/i/voOXlKCWqyTYg.

Социальные видеоролики антитеррористической направленности:«Телефонный терроризм. Школа» - https://yadi.sk/i/vW0kiwBWqwmXv;

«Телефонный терроризм. Аэропорт» - https://yadi.sk/i/KJN6V8qmqwmuH;

«У террора нет национальности» - https://yadi.sk/i/Ev_zMtR4qwn4N;«Обман» - https://yadi.sk/i/6uA5ZHWRqwnqj;

«Вместе против террора» - https://yadi.sk/i/LgScXfLDqwnyB;

«Семья» - https://yadi.sk/i/eYwnepzJqwo5m;

«Мать» - https://yadi.sk/i/6tAdNWbRqwoCz;

«Как спасти человека от терроризма» - https://yadi.sk/i/r32i1ykiqwoJb;

«Бдительность» - https://yadi.sk/i/pvTkm91_qwoTE;

«День памяти» - https://yadi.sk/i/Pf96KyNvqwobB.

 

Рабочая программа воспитания и социализации кадет

Рабочая программа воспитания 

Воспитательная система БКК ПФО

Миссия воспитательной системы БКК ПФО: возрождение системы воспитания физически здоровых, высоконравственных и интеллектуально развитых граждан России, готовых к профессиональному служению обществу и государству.

Цель воспитания как деятельности: создание условий для формирования и развития кадет, их адаптация к жизни в обществе, создание условий для подготовки несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе.

 

Особенности воспитания и образования:

1. Ранняя профессиональная ориентация юношей по профильным программам, осуществляющих подготовку к службе на военном и гражданском поприще.

2. Особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, с организацией и строгим соблюдение не только воинских ритуалов, но полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего распорядка, определяемых воинским уставом с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

3. Сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадет.

 

Многолетний опыт обучения, воспитания и подготовки в военных учебных заведениях используется в настоящее время и в БКК ПФО. Проявляется это в следующем:

1. Целостность процессов организаци социального опыта в БКК ПФО при обособленности их от макросоциума.

2. Содержание повседневной жизнедеятельности тем или иным образом связано с преодолением физических трудностей.

3. Публичность организации быта и жизнедеятельности.

4. Жесткая структурированость всех сфер быта и жизнедеятельности проявляется в наличии формализованных форм, правил, стандартов, регламентирующих деятельность БКК ПФО.

5. «Эффект ступеней»: вся система жизнедеятельности организована как ряд последовательных этапов - «испытаний», успешность прохождения которых является основным путем повышения статуса для кадет; в случае неудачного прохождения очередного испытания кадеты могут вобще лишиться статуса (т.е. быть отчисленными).

 

В БКК ПФО структурирование осуществляется как в пространственном, так и во временном измерениях. Пространственное структурирование проявляется в четкой дифференциации архитектурных и ландшафтных элементов: линейный тип организации построек и зеленых насаждений. Наличие ряда обязательных элементов: плаца, мемориального комплекса, памятного знака.

 

Временное структурирование находит свое выражение в определенном режиме, установленном распорядке дня БКК ПФО. В качестве основного элемента структурирования выступает не индивид, а учебное подразделение, взвод, рота. Единообразное выполнение распорядка дня является предметом строгого контроля. Детализация в рамках распорядка дня — важнейшее средство поддержания дисциплины в БКК ПФО.

Обучение дисциплине имеет основные этапы. На первом и втором этапе обучения (школа начинающего кадета, первый год обучения) внешние санкции пресекают неподчинение, несобранность и нерешительность. Несколько позже «задействуется» ресурс эффекта «ступеней»: кадеты начинают испытывать гордость за преодоление первого этапа подготовки; еще позже - переживание эстетического воздействия дисциплинарных ритуалов.

В старших классах педагоги - воспитатели постепенно отходят от принуждения к механическому выполнению приказаний. Дисциплинированность переводиться во внутренний план: кадеты начинают понимать обоснованность в условиях реальной служебной деятельности требования беспрекословного выполнения приказа. На этой основе к кадетам старших классов возможно некоторое ослабление требовательности к ряду внешних проявлений дисциплины.

 

В модели воспитательной системы БКК ПФО выделяются следующие черты:

1. Четкая регламентированность поведения.

2. Особая ритмичность жизнедеятельности.

3. Насыщенность жизни ритуалами.

4. Широкое применение поощрений

Наряду с пространственными и временными структурами важной составляющей воспитательной системы БКК ПФО является этикет. Этикет включает нормы обращения друг с другом, правила пользования помещениями и оборудованием, общие правила дисциплины. Этикет основан как на требованиях, предъявляемых к кадетам со стороны педагогов, так и внутренней мотивации усвоения его норм. Если нормы взаимодействия, как правило, директивно задаются воспитанникам учебных заведений, то ценности привносятся воспитателями и порождаются в самом процессе взаимодействия. Наиболее характерной чертой этикета в БКК ПФО является соблюдение не только правил дисциплины как таковой, но и выполнение особой ритуальной части взаимоотношений, предписанных ситуациями служебного общения.


Этапы организации предметно – практической деятельности

1 этап: Организация предметно-практической деятельности на этапе кризисной адаптации воспитанников - это этап ломки старых жизненных стереотипов и мировосприятия учащихся (как правило, он характеризуется кризисом).

2 этап: Организация предметно-практической деятельности на этапе личностной стабилизации воспитанников - адаптация к новым жизненным условиям, стабилизация, выравнивание психических нагрузок.

3 этап: Организация предметно-практической деятельности на окончательном этапе обучения в БКК ПФО - задача состоит в изменении самой позиции кадет старших классов, так как кадеты в большинстве своем уже в совершенстве освоили необходимый объем предметно-практической деятельности и сформировали свой индивидуальный стиль ее выполнения.

Советы родителям

Документы

Профилактика экстремизма и терроризма

Профилактике экстремизма в молодежной среде – каждодневное внимание

В настоящее время в мире все чаще говорят о проблеме экстремизма. И для этого есть все основания. Никто из нас не застрахован от его проявлений.

Молодежь наиболее подвержена экстремистским проявлениям.

Экстремизм становится, как правило, последней ступенью к возникновению терроризма.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям – это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, ведет к попиранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации».

Одной из форм проявления экстремизма является распространение фашистской и неонацистской символики.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию.

Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).

В националистические группировки вовлекаются подростки всё более раннего возраста. В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия для «преодоления всех политических и экономических проблем в стране с целью создания «чисто национального» государства», так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.

При этом следует отметить, что в такие группировки попадает, в основном, молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования.

Проблемные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограниченные в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на уничтожение достоинства человека, либо группы, либо по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Приоритет в работе по профилактике экстремизма среди молодежи отводится мерам воспитательного и пропагандистского характера. По сути, всю работу в части взаимодействия  молодежи с общественностью можно считать профилактической, так как любое такое мероприятие с привлечением общественности положительно влияет на минимизацию противоправных и экстремистских проявлений.

В связи с этим привлечение молодежи к физическому развитию, формированию здорового образа жизни, к работе военно-патриотической направленности, в частности, организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн), оказание адресной помощи инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов, проведение героико-патриотических акций, организация традиционных мероприятий к празднованию Дня Победы, их освещение в средствах массовой информации, в совокупности влияют на формирование толерантного сознания молодежи.

При этом следует больше внимания уделять профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу проводят краеведческие музеи, кружки художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом. Необходимо проведение «круглых столов», конференций, семинаров, различных массовых мероприятий и молодежных акций, способствующих сплочению молодежи на общегражданских позициях по темам: национализм, терроризм, экстремизм, подростковая преступность, наркомания и пьянство.

Все мы живем в одном обществе. Вокруг нас тысячи, нет, даже миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять. Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того, чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признавать свои ошибки.

Будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!

Профилактика экстремизма в молодежной среде

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.

Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей.

Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;

необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;

профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;

разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;

совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;

увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;

создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;

консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;

усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;

учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;

реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении.

 Работа по профилактике экстремизма, в первую очередь, начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако школа также берет на себя воспитательную функцию.

Профилактика экстремизма в педагогическом процессе

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.

Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей.

Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;

необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;

профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;

разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;

совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;

увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;

создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;

консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;

усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;

учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;

реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении.

 Работа по профилактике экстремизма, в первую очередь, начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако школа также берет на себя воспитательную функцию.

Социальный портрет экстремистов как социальной группы

Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:

работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности;

работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

В первом случае такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.

Рассмотрим подростков, у которых уже сформировалось экстремистские взгляды, как клиентов социальной работы.

Экстремисты как клиенты социальной работы имеют свой портрет. Так как эти клиенты не добровольно направлены к социальному работнику, они могут проявлять агрессивность и с такими клиентами трудно наладить взаимодействие. Такие клиенты еще называются «трудные». Они недоверчивы и могут проявлять сопротивление. В таком случае надо действовать нестандартно и надо демонстрировать свою полезность клиенту. Таким образом, целью социальной работы с такими агрессивными клиентами является организация работы таким образом, чтобы снизить опасность от непредсказуемого поведения.

Основные подходы к профилактике

Органы государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контрсубъекта, реагирующего на экстремистские действия.

Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае - субъекта экстремизма).

Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.

Эффективное противодействие экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности и перспектив экстремистских действий.

В федеральном законе представлен образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность.

Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.

Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде - это область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

В последние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России так же слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говорю уж и о таком направлении как профилактика экстремизма.

В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

1.Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.

В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.

Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

2.Подход, основанный на аффективном обучении.

В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к «другим» начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций.

Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию).

В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях.

Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями

Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной» и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.

3.Подход, основанный на влиянии социальных факторов.

Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами - подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

4.Подход, основанный на формировании жизненных навыков.

В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

5.Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской.

Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд

А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

1.  Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.

2.  Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).

3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).

4. Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.

Лингвистические проявления экстремизма

1.                  Открытые призывы к насилию  (в конкретной ситуации, с указанием объекта насилия; провозглашение насилия допустимым средством в своих статьях, документах и т.п.; в том числе и в виде абстрактных призывов типа «Бей жидов!», «Убивай хачиков!», «Смерть черным»);

2.             Открытые призывы к дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов;

3.             Завуалированные призывы к насилию и дискриминации (пропаганда «позитивных», исторических или современных, примеров насилия или дискриминации; выражения типа «хорошо бы сделать с ними …», «давно пора …», «нужно всем вместе сделать…», «следует не позволять им …» и т.п.);

4.             Создание негативного образа этнической или религиозной группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном, контекстом текста);

5.             Оправдание и поощрение исторических случаев насилия и дискриминации (выражения типа «турки резали армян в 1915 году в порядке самообороны»);

6.             Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (например, масштабы Холокоста преувеличены, «чеченцев выслали за то, что они перешли на сторону Гитлера»);

7.             Утверждения, заявления о неполноценности другой этнической или религиозной группы и ее представителях (недостаток культурности – «необразованные, варвары, дикие, невоспитанные, с гор спустились и т.д.», интеллектуальных способностей – «умственно ограниченные тупые, низкий интеллект и т.д.», неспособность к созидательному труду) той или иной этнической или религиозной группы как таковой (идеи типа «азербайджанцы только на рынке работают», «казахи туповаты», «цыгане - бездельники», «русские – пьяницы» и т.д.);

8.             Утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой (типа «мусульмане всегда распространяли свою веру огнем и мечом», «поляки всегда злоумышляли против русских»);

9.             Утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы (например, «цыгане – воры»);

10.         Утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы («евреи корыстолюбивы», «цыгане – обманщики» – отличать от культурной или интеллектуальной неполноценности);

11.         Рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной этнической или религиозной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.;

12.         Обвинения в негативном влиянии той или иной этнической или религиозной группы на общество, государство («размывание национальной идентичности», «инородцы превращают Москву в нерусский город», «мормоны подрывают нашу православную идентичность»);

13.         Упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте (в том числе в уголовной хронике или просто при упоминании этнонима);

14.         Призывы не допустить закрепления в регионе (районе, городе и т.д.) мигрантов, принадлежащих к той или иной этнический или религиозной группе (например, протесты против строительства мечети в «православном городе»);

15.         Цитирование явно ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание между позицией интервьюируемого и позицией журналиста; аналогично – предоставление места в газете для явной националистической пропаганды без редакционного комментария или иной полемики;

16.         Обвинение группы в попытках захвата власти или в территориальной экспансии (в буквальном смысле, в отличие от призывов не допустить закрепления в регионе);

17.         Отрицание гражданства (то есть упоминание российских граждан как иностранцев в зависимости от их этнической идентификации).

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ, УЧАСТНИКОВ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Основные понятия:

Неформальные объединения: это сообщества, объединенные по признаку субкультуры, у них отсутствует четкое членство. Почти все существующие неформальные подростково-молодежные объединения, можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных на свободное времяпрепровождение.

Неформальная молодежная субкультура ? это система символов, норм и ценностей и

социальных институтов, определяющая самоидентификацию, поведение и деятельность индивидов и групп, регулируя, таким образом, значимую часть жизнедеятельности своих адептов.

Примерные индикаторы для выявления подростков «группы риска», в том числе, принадлежащих к НМО – своевременное обращение внимания специалистов на:

·         Наличие у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение)

·         Появление у подростков депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», «эмоциональные всплески»

·         Пропуски уроков и учебных дней без уважительных причин

·         Употребление или предполагаемое употребление алкоголя или наркотических веществ

·         Кризисная ситуация в семье

·         Резкое ухудшение состояния здоровья

·         Другие случаи, когда изменение социальных или иных условий представляет угрозу благополучию подростка

·         Появление необычной атрибутики во внешнем виде

Способы получения необходимой информации:

·           Анализ классных журналов

·           Опрос мнения учителей о школьнике

·           Анализ учета посещаемости занятий

·           Анализ зафиксированных нарушений дисциплины

·           Беседы с родителями ученика

·           Социометрические исследования

·           Наблюдения

·           Беседы со школьником

наверх