Вы здесь

Ресурсный центр кадетского образования Республики Башкортостан

Общий сборник

В Республике Башкортостан, как и во всей стране, сформировался общественный заказ на подготовку активных, социально зрелых и ответственных граждан, патриотов, обладающих высокими моральными характеристиками. Реализовать этот заказ способны образовательные организации, специально ориентированные не только на образовательную деятельность, но и выполняющие воспитательную функцию, формирующие нравственные представления молодежи на основе положительных примеров и образцов для подражания. Эту задачу способно эффективно решить кадетское образование, которое сегодня активно занимает свободную нишу в системе общего и профессионального образования в стране.

Кадетское образование обладает большим педагогическим потенциалом формирования социокультурной личности будущих граждан страны, развития у них адаптивных способностей, обеспечения основ подготовки несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Кадетские образовательные организации и классы, нацеленные на воспитание у молодежи гражданских ценностей и патриотизма, рассматриваются как важный ресурс противодействия распространению преступности и экстремизма. В них наиболее перспективно реализуется принцип опоры военных знаний на прочный общеобразовательный фундамент в сочетании с воспитанием гражданственности, представлений об офицерской чести, долге перед обществом и государством.

Система кадетского образования в республике прошла этап своего становления и имеет достаточно ресурсов для дальнейшего развития. Необходимость в разработке данной Концепции вызвана востребованностью кадетского образования среди населения, а также готовностью ее совершенствования и развития образовательными организациями республики при поддержке властных структур и общественности.

Концепция развития кадетского образования в Республике Башкортостан на 2019–2024 годы (далее – Концепция) – стратегический документ в области региональной государственной образовательной политики. Он определяет общий вектор и приоритетные направления развития кадетского образования в республике как значимого социально-педагогического, социокультурного явления, обладающего большим обучающим, воспитательным, развивающим потенциалом обучающихся.

Концепция ориентирована на совершенствование и повышение эффективности кадетского образования, которое в современных условиях может и должно стать одним из приоритетных направлений в системе отечественного общего образования. Она разработана на основе анализа состояния и тенденций кадетского образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

 Концепция содержит:

- анализ современного состояния кадетского образования в Республике 5 Башкортостан;

- основные задачи, направления, содержание развития кадетского образования в Республике Башкортостан;

- этапы, временные рамки и ожидаемые результаты от ее реализации.

Концепция служит основанием разработки программы развития кадетского образования в Республике Башкортостан.

Основные понятия, используемые в Концепции:

- кадетский корпус — общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в целях военно-патриотического воспитания, подготовки детей и молодежи к военной и гражданской службе;

- кадетская школа-интернат — общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, где созданы условия для проживания обучающихся;

- кадетская школа — общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами;

- кадетские классы — классы кадетского образования, созданные в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами;

- кадет — участник образовательного процесса в кадетском классе, кадетской школе, кадетском корпусе и кадетской школе-интернате; кадет готовится на основе интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще; - методический центр кадетского образования – научно-консультативный орган при Министерстве образования Республики Башкортостан, взаимодействующий с органами исполнительной власти республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по развитию кадетского образования.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В БАШКИРСКОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В БАШКИРСКОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

А.С. Медведев

Башкирский кадетский корпус Приволжского федерального округа

 им. А.В. Доставалова

asm.medvedev@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос кадет[1]ского образования и воспитания. Определены важнейшие моменты кадетского образования. Содержание статьи имеет практико-ориентированный характер.

Ключевые слова: кадетское образование, кадетское воспитание, особенности образования в кадетских корпусах.

 

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SPACE IN THE BASHKIR CADET CORPS

 

A.S. Medvedev

BCC VFD named after A.V. Dostalovo

asm.medvedev@yandex.ru

Abstract. The article deals with the topical issue of cadet education and upbringing. The most important moments of cadet education are identified. The content of the article is practice-oriented.

Key words: cadet education, features of education in cadet corps.

 

Современное состояние системы кадетского образования характеризуется ростом образовательных учреждений, реализующих кадетский компонент. В Республике Башкортостан, как и в большинстве регионов России, открыты и создаются кадетские классы. Сегодня множество школ стремится организовать кадетские классы, и это ведёт к высокому уровню конкуренции среди таких учебных заведений. Идёт борьба за учеников, поэтому и нам очень важно поддерживать интерес общественности к своему образовательному учреждению. В 2022 г. 212 человек выразили желание обучаться в Башкирском кадетском корпусе, а мы смогли принять только 88 человек, т.е. конкурс составил 2,5 человека на место. Это, не считая тех детей, которые отсеиваются ещё во время собеседования. Причина такой популярности в том, что мы стараемся создать благоприятную среду, востребованную и понятную ребёнку, которая помогает быть успешным в обществе, в окружении, в классе, в спорте, в творчестве. Это задача нашего коллектива, всех его сотрудников. Как сделать так, чтобы наш выпускник был успешен и востребован в обществе? На первый взгляд всё очень просто: влюбить его в жизнь, вселить в него колоссальную веру в свои возможности, в свои способности, сформировать в нём желание быть неравнодушным и нести ответственность за себя, за ближних. Такие задачи перед образовательным учреждением были поставлены изначально, когда организовали в 1990-х гг. на базе школы-интерната № 1 города Ишимбая Республиканскую кадетскую школу-интернат, а после в 2013 г. Башкирский кадетский корпус Приволжского федерального округа. Но это и сегодня остаётся актуальным, и мы, как всегда, находимся в поиске механизмов, обеспечивающих лучший результат образования. При этом мы сохраняем и бережём наши традиции, обычаи, которые создавалась годами, относимся ко всему очень бережно.

Успех любого предприятия зависит и от человеческого потенциала, от наличия мобильной команды единомышленников, от людей, которые соприкасаются с проблемами, реализуют рождающиеся идеи. Как найти таких людей? Прежде всего не бояться текучести кадров. К подбору кадров относимся очень серьёзно. Ищем и находим желающих творить, работать с подростками сутками напролёт. Мы приглашаем к нам людей, которые не боятся сложностей, трудностей, кто любит свою профессию. И поэтому в кадетском корпусе создана система работы, в которой ключевыми фигурами является педагог-профессионал, владеющий инновационными методиками преподавания и воспитания. В нашем учреждении с интернатным проживанием не задерживается тот человек, который делает свою работу на авось, потому что неискреннее выполнение работы всегда отражается на детях. Подросток часто копирует взрослых: я хочу делать, как он, как учитель, как командир.

Сегодня в кадетском корпусе работает 52 педагога, из них 84% имеют высшую и первую квалификационные категории, семь педагогов имеют до 5 лет педагогического стажа. Средний возраст педагогов — 41 год. В нашем учреждении славно трудятся один Отличник образования РСФСР, один Почётный работник общего образования РФ, шесть заслуженных учителей РБ, семь Отличников образования РБ, два педагога являются обладателями гранта Президента РФ, два педагога — обладатели гранта Главы РБ. Наши педагоги ежегодно становятся победителями и призёрами различных профессиональных конкурсов республиканского уровня: три победителя «Учитель года башкирского языка», один финалист конкурса «Воспитатель года», один победитель и один финалист конкурса «Молодой учитель года».

Несмотря на то, что образовательный процесс в кадетском корпусе строится согласно требованиям ФГОС основного, среднего общего образования, как и во всех других общеобразовательных учреждениях, кадетское образование всё-таки существенно отличается от привычного школьного. Обогащение содержания кадетского образования строилось постепенно. С 2013 по 2016 г. совместно с ИРО РБ на базе кадетского корпуса успешно прошла апробация дополнительных образовательных программ «Юный десантник», «Спасатель-общественник». Также были внесены корректировки программ предмета ОБЖ и дополнительных занятий и внеурочной деятельности. Затем начали организовывать практико-ориентированные занятия по военным и специальным дисциплинам в форме учебно-тренировочных маршей. Ежегодно проводим однодневные полевые выходы: осенью «Пеший переход» на 50 и 25 км, зимой «Лыжный переход» также на 50 и 25 км. С 1993 г. заканчиваем учебный год недельными учебно-полевыми сборами с выездом на подножие горы Юрак-тау. Выстроена на высоком уровне система физического воспитания. Для этого созданы все условия: тренажёрные залы в общежитии и на улице, баскетбольная и волейбольная площадки, стадион и беговая дорожка с искусственным покрытием, в спортзале установлены боксёрский ринг, татами, скалодром. Занятия по физкультуре и плаванию проходят на базе ФОК «Батыр». Организованы спортивные кружки и секции в общем объёме 30 часов. Благодаря выстроенной системе вот уже несколько лет наши кадеты в спортивном плане конкурентоспособны. Высокий уровень подготовки учащихся по военно-прикладным видам спорта позволяет выпускникам кадетского корпуса успешно поступать в ведущие военные, профильные вузы страны.

Уделяем особое внимание кадетскому образу жизни: форма, дисциплина, субординация, распорядок, командир, приказы, распоряжения. После двух месяцев учёбы классы нового набора вступают в ряды кадет. Торжественное мероприятие «Клятва кадета» проходит в присутствии родителей, представителей правительства, министерства, военного комиссариата республики. С этого дня воспитанник становится кадетом, вливается в нашу большую семью. Семью, где слово командира — это приказ. Выстраивается конструктивное общение, взаимодействие, работа в команде, понимание, что ты обязан быть успешным. Есть ребята, которые могут учиться здесь, и им нравится с первого дня наш образ жизни. И есть те, кому не подходит наша среда. Дети, поступающие по воле родителей, как правило, не проходят адаптацию и вынуждены покидать стены кадетского корпуса. Мы делаем многое, чтобы пребывание детей было максимально интересным для них, а образовательный процесс — увлекательным. Стараемся использовать любые площадки для развития наших детей, погружаем их в новую среду, в новые обстоятельства. С первых дней учёбы мы организовываем экскурсионные поездки сначала по городу Ишимбай и Ишимбайскому району, далее по Уфе с посещением музеев и познавательно-развлекательных мероприятий. В декабре отличившиеся в учёбе и спорте кадеты первого года обучения награждаются поездкой в Москву на Президентскую новогоднюю ёлку, в Нижний Новгород на новогоднюю ёлку Уполномоченного представителя Президента в ПФО, в Уфу на новогоднюю ёлку Главы РБ. Всем личным составом участвуем на Параде Победы в Уфе и Ишимбае. При этом образовательный процесс не прерывается, а наоборот, обогащается. Также первокурсники участвуют в проекте «Лётная практика “Небо для смелых”». Данный проект реализуется уфимским учебно-методическим центром малой авиации при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан. Первый этап — ознакомительная практика по лётному делу, второй этап выявляет врождённые способности кадет. Каждый участник проходит профтестирование и совершает 10-минутный ознакомительный полёт, и 30 наиболее перспективных кандидатов получат право совершить свой первый самостоятельный полёт.

В старших классах проводятся профориентационные, профессиональные стажировочные выезды, экскурсии: в парк военной техники «Патриот» с посещением Красной площади, Александровского сада, парка Зарядье; в Екатеринбург — в Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС РФ; в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище; в 76-ю гвардейскую десантно-штурмовую Черниговскую Краснознамённую, ордена Суворова дивизию в Пскове с проживанием в солдатских казармах, с посещением могилы Героя России А.В. Доставалова. Также кадеты ежегодно выезжают на репетицию Парада Победы в Алабино в Московскую область. В рамках реализации дополнительной программы «Юный десантник» ежегодно кадеты 9–11 классов совершают прыжки с парашютом на базе аэродрома Первушино, по итогам выполненных прыжков получают свидетельства парашютиста.

В Башкирском кадетском корпусе сложился коллектив профессионалов, увлечённых своей работой. Об эффективности их работы говорит уровень обученности учеников. По итогам 2021– 2022 гг. на совещании руководителей региональных органов управления образования и кадетских корпусов ГБОУ БКК ПФО им. А.В Доставалова отмечен как лучшее учебное заведение Приволжского федерального округа по результатам сдачи кадетами ЕГЭ, поступаемости в высшие военные учебные заведения и за организацию работы по профессиональной ориентации воспитанников.

Об авторе

Медведев Александр Сергеевич, директор ГБОУ БКК ПФО им. А.В. Доставалова, г. Ишимбай, Республика Башкортостан.

 

About the authors

Medvedev Alexander Sergeevich, director of CBEI BCC VFD named after A.V. Dostavalova, c. Ishimbai of Republic of Bashkortostan.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА КАДЕТСКОГО КОРПУСА

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА КАДЕТСКОГО КОРПУСА 

Астафьева Л.Н.

ГБОУ Башкирский кадетский корпус ПФО им. А.В. Доставалова

 

Игебаева Р.Н.

ГАУ ДПО Институт развития образования

Республики Башкортостан

rafisa_07@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы педагогического коллектива ГБОУ БКК ПФО им. А.В. Доставалова. Акцент сделан на особенности кадетского воспитания: патриотическое воспитание, развитие морально-волевых и духовно-нравственных качеств кадетов, мотивация к учебной и внеучебной деятельности, воинская подготовка.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, кадетский корпус, офицеры-воспитатели.

 

THE INTERNAL ENVIRONMENT OF THE CADET CORPS

 

Astafieva K.N.

State Budgetary Educational Institution Bashkir Cadet Corpsin the

Volga Federal District named after A.V. Dostavalov

Astafieva K.N., Igebaeva R.N.

State Autonomous Institution of Additional Professional Education

 Institute of Educational Development of the Republic of Bashkortostan

rafisa_07@mail.ru

 

 Abstract. The article presents the experience of the teaching staff of SBEI BKK VFD named after A.V. Dostalov. Emphasis on the features of cadet education: patriotic education, the development of moral-volitional and spiritual-moral qualities of cadets, motivation for academic and extracurricular activities, military training.

Key words: patriotic education, cadet corps, officers-educators.

Сформированная внутренняя среда Башкирского кадетского корпуса Приволжского федерального округа имени Героя России Доставалова (далее — кадетский корпус) направлена на личностное становление и развитие кадетов, их социальной позиции, обретение социально и ценностно-значимых знаний, отношений, опыта. Выпускник кадетского корпуса — это:

•  патриот, готовый брать на себя ответственность за судьбу страны;

•  инициативный, самостоятельный, мобильный гражданин с лидерской позицией;

•  труженик, готовый к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;

•  просвещённый, культурный, разумный, зрелый в суждениях и поступках человек, способный к жизнетворчеству и созиданию;

•  благородный и благопристойный юноша, будущий заботливый семьянин. В нашем кадетском корпусе воспитательная деятельность построена в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в государственной Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Основной смысл пребывания воспитанника в кадетском корпусе — его духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Воспитательно-образовательная среда кадетского корпуса насыщенная, многоплановая, создающая условия для решения индивидуальных задач взросления подростков и юношей. Пребывая в условиях интернатного проживания, подчиняясь достаточно строгому режиму, который учит выполнять приказы и отдавать их, перенося значительные психофизические нагрузки и развивая стрессоустойчивость, кадет осуществляет строительство в себе «внутреннего человека». В этой среде идёт его нравственное становление, формируются психологические установки поведения и деятельности, что порой важнее, чем некая сумма знаний, приобретаемая в ходе учёбы. В связи с этим особенно важным в условиях кадетского корпуса становится формирование таких обязательных для воспитанника личностных качеств, как ответственность и инициативность, способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям, освоение кадетами социального опыта, готовность кадетов к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и самое главное — осознанному выбору профессии, связанной служению Отечеству.

 Вхождение в среду кадетского корпуса начинается уже с момента прохождения собеседования, на котором подросток должен показать свои способности и объяснить, почему он хочет стать кадетом. Многие подростки 11–13 лет в этом возрасте стремятся оторваться от родительской опеки, мечтают о самостоятельности. Это уже мотивация к постижению нового, более трудного и сложного. Кадетский образ жизни начинается с познания самого себя в сравнении с другими, в сравнении с самим собой, с преодоления трудностей, своих слабостей, страхов и комплексов.

Кадетский корпус создаёт условия в определённой степени экстремальные для ребёнка, который пришёл из массовой школы, условия испытания подростком, юношей самого себя разными жизненными (чаще всего искусственно созданными) ситуациями. И те ребята, которые поступили в кадетский корпус по внутреннему побуждению и своему желанию, довольно скоро обретают друзей. Они в повседневной жизни оптимистичны, открыты для сотрудничества, трудное, ранее незнакомое дело не вызывает противодействие, а стимулирует азарт, желание победить свои слабости. Значимую роль в жизни подростка в этот период играет тот факт, какую позицию юноша занимает в коллективе. Коллектив подростковый, юношеский — очень сложное единство. Уже на первом курсе создаётся система зависимости, требовательности, подчинения, руководства, управления. Коллектив — это действенная воспитывающая сила, но только тот коллектив, в котором есть высокий уровень благополучия. Создание коллектива начинается с понимания того, какой единой цели хотят добиться воспитанники, эта цель отражается в содержании деятельности. Кадеты всего корпуса живут и взаимодействуют как один единый организм. В корпусе принято, что кадеты старших классов стараются помочь кадетам первого года обучения, делятся опытом, знаниями о том, как быстрее и правильнее выполнить ту или иною задачу. Это чувство товарищества ярко проявляется при выполнении более сложных задач (пешие и лыжные переходы, соревнования, спартакиады, УПС). Если возникает конфликт, то все участники образовательного процесса принимают участие в разрешении данного конфликта, потому что не может быть хороших результатов, если воспитанник испытывает дискомфорт, если нет благоприятных межличностных отношений. Умение жить и работать в коллективе имеет немаловажное значение и для будущей профессиональной деятельности выпускников.

Важную роль в установлении оптимальной системы отношений, общего фона внутренней среды кадетского корпуса играют человеческие качества и профессионализм воспитателей (командиров — воспитателей, помощников воспитателей). Командир-воспитатель выступает ключевой фигурой всей деятельности кадетского корпуса. Кроме развития элементарного внимания к кадету, владения педагогической интуицией, воспитатель должен уметь отдавать приказы, обучать строевой подготовке, обучить навыкам выполнения правил ношения установленной формы одежды, научить подгонять снаряжение, обмундирование, обувь, контролировать внешний вид (причёска, подтянутость). При этом он в общении должен быть добрым, уравновешенным, жизнерадостным, быть дружески расположенным, тактичным, иметь чувство юмора, уважать личность и человеческое достоинство других. С этими качествами тесно связаны и организаторские качества: способность к сотрудничеству, коллегиальность, последовательность в суждениях и поступках, стремление помочь, ответственность, справедливость, объективность в оценке, не взирая на лица и предпочтения. Отметим, что очень высокие требования к личности и уровню профессионализма командиров-воспитателей требуют системного подхода к их отбору, сопровождению и своевременной коррекции их деятельности, их обучению в разных формах.

В формировании уклада жизни кадетского корпуса определяющую роль играет общность участников образовательного процесса. Воспитатели (командиры взводов), кураторы классов, учителя и кадеты рассматриваются как единый воспитательный коллектив, осуществляется теснейшая связь не только по передаче взрослыми готового, накопленного ранее опыта и усвоение этого опыта кадетами корпуса, но и незаметная передача воспитателями его в разнообразной деятельности. Создаётся ситуация проживания чужого опыта, что приводит к анализу, осмыслению и созданию своего нового, уже собственного опыта. Наши воспитанники при таком взаимодействии начинают осознавать своё взросление, начинают стремиться к проявлению всего лучшего. В кадетском корпусе нет незамеченных, незначимых детей. Созданы все условия для развития самых разных способностей: интеллектуальных, физических, творческих, музыкальных, организаторских и т.д. Как правило, каждый подросток пробует себя в разных направлениях, может отдавать предпочтение нескольким видам деятельности. И это помогает им найти своё место в коллективе.

Военизированная составляющая реализуется в кадетском корпусе в форме комплексной военизированной системы, построенной на основах военной педагогики и армейского уклада общежития, адаптированная для мальчиков, подростков, юношей 11–17 лет. Военизированная составляющая наполнена образцами-эталонами (правилами, нормами поведения и общения), образцами-смыслами (заветами, традициями, символами, ритуалами), освоение которых способствует становлению дисциплинированного и ответственного мужчины, гражданина, патриота. Можно выделить следующие основополагающие аспекты военизированной составляющей:

•  специальные личностные наименования обучающихся: воспитанники (с момента зачисления в кадетский корпус до принятия кадетской клятвы) и кадеты (обучающиеся, принявшие кадетскую клятву);

•  специальные должности: офицеры-воспитатели — командиры кадетских подразделений (взвода); старший воспитатель, директор кадетского корпуса, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе;

•  специальные звания офицеров-воспитателей: капитан кадетского корпуса, старший лейтенант кадетского корпуса, лейтенант кадетского корпуса; полковник кадетского корпуса; кадет — младший вице-сержант кадетского корпуса, вице-сержант кадетского корпуса, старший вице-сержант кадетского корпуса. Для всех субъектов в рамках военизированной составляющей определены права и обязанности, должностные обязанности, а также выделены особенности их взаимоотношений.

 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции, созданная в кадетском корпусе, призвана реализовывать стратегическую задачу — сформировать у кадетов активную жизненную позицию — и тактическую задачу — обеспечить вовлечение и активное участие кадетов в совместную деятельность, организуемую в воспитательных целях. Данная система строится на следующих принципах: публичность поощрения, прозрачность правил поощрения, регулирование частоты награждений, сочетание индивидуального и коллективного поощрения, дифференцированность поощрений. Так же действует система взысканий. Применение взысканий: устное замечание командира взвода, устное замечание командира роты, устный выговор, выговор, объявленный приказом директора кадетского корпуса.

Немаловажным компонентом внутренней среды является материально-техническая оснащённость, которая позволяет обустроить комфортабельные места проживания, учебный корпус, кабинеты для профильной подготовки, ФОК, столовую, досуговые комнаты, тренажёрные залы, спортивный зал, спортивные площадки, футбольное поле, ВДГ на высоком качественном уровне. Считаем, что сама обстановка также формирует среду и обладает немалым воспитательным потенциалом, поэтому она должна быть создана по законам эстетики, уюта и комфорта. Человеку свойственно стремиться к лучшему, и, попадая в обстановку кадетского корпуса, он неизменно поднимается на более высокий уровень культуры.

«Государства в государстве» — так традиционно кадетские корпуса воспринимались со дня своего образования. В данной модели образования всё действует по своему внутреннему уставу, по сво[1]им особым нормам и правилам жизни. Все факторы, составляющие внутреннюю среду кадетского корпуса, влияют на воспитание личности, взаимодействуя друг с другом, дополняют возможности каждого, являются фундаментом успехов кадетов не только в процессе обучения, но и после выпуска во взрослую жизнь.

Об авторах

1. Астафьева Л.Н., заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ БКК ПФО им. А.В Доставалова.

2. Игебаева Р.Н., старший методист кафедры педагогики, психологии и здоровьесбережения ГАУ ДПО ИРО РБ.

About the authors

1. Astafieva K.N., deputy for educational work State Budgetary Educational Institution Bashkir Cadet Corpsin the Volga Federal District named after A.V. Dostavalov

2. Igebaeva R.N., senior methodologist of the Department of Pedagogy, Psychology and Health Institute of Education Development of the Republic of Bashkortostan, Ufa.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В БАШКИРСКОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В БАШКИРСКОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

Г.К. Мамбеткулова

ГБОУ Башкирский кадетский корпус ПФО им. А.В. Доставалова

gmambetkulova@mail.ru

Аннотация. Автор статьи анализирует процесс учебно-воспитательной работы в Башкирском кадетском корпусе имени А.В. Доставалова. В статье подчёркивается необходимость профессионального отбора кадет с 10 класса.

Ключевые слова: кадет, кадетский корпус, контингент, учебный процесс, воспитание, профессиональный отбор.

 

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL

PROCESS IN THE BASHKIR CADET CORPS

G.K. Mambetkulova

State Budgetary Educational Institution Bashkir Cadet Corps in the

Volga Federal District named after A.V. Dostavalov

gmambetkulova@mail.ru

 

Annotation. The author of the article analyzes the process of educational work in the Bashkir Cadet Corps named after A.V. Dostavalov. The article emphasizes the need for professional selection of cadets from the 10th grade.

Key words: cadet, cadet Corps, contingent, educational process, education, professional selection.

 

Учебно-воспитательный процесс кадетского корпуса базируется на гуманитарных основах образования: одна из основных его 68 задач — обеспечение равных условий для кадет, проживающих в различных районах Республики Башкортостан (90%) и Приволжского федерального округа (10%). Контингент обучающихся, сформированный на 2022/23 учебный год: из сельской местности — 42%; из городов — 58%. Основными критериями отбора кандидатов на обучение в кадетском корпусе являются здоровье, желание обучаться в кадетском корпусе, психологическая готовность обучаться в учебном заведении интернатного типа. Уровень базовых знаний будущих кадет определяется на вступительных испытаниях. Из набранных в 2022/23 учебном году первокурсников «отличников» — 5%; «ударников» — 52%, «троечников» — 43%. При вступительных испытаниях, например, по русскому языку получили отметку 5 — 4,5%; 4 — 34%; 3 — 46,5%; 2 — 15%; по математике 5 — 4,5%; 4 — 13,5%; 3 — 66,5%; 2 — 15,5%. Это показатели того, что в кадетский корпус стремятся попасть мальчики активные, любящие заниматься спортом, а вот учебные результаты у них, как правило, средние. В связи с этим система образовательного процесса кадетского корпуса предусматривает постепенный, последовательный ввод кадета первого года обучения в ритм нашей жизни. Жить в кадетском корпусе — значит жить напряжённой жизнью и заниматься не только учебной деятельностью, но и освоением будущей профессии.

Обучение в кадетском корпусе — это ежедневные испытания новыми условиями жизни, во-первых, в соответствии с Уставом, во-вторых, по жёсткому распорядку дня. Всё ново для подростка. Семью заменяет слово «взвод». Умение носить форму особого образца становится не только гордостью подростка, но и обязанностью содержать её в полном порядке самостоятельно каждый день. Так, с первых дней мы приучаем воспитанников к самостоятельному выполнению домашних заданий, учим планировать день. Учим выбирать из множества предложенных видов деятельности, расставлять приоритеты и затем отвечать за свой выбор. Предлагаем кадетам первого года обучения часы внеурочной деятельности по предметам: математика, русский язык, английский язык, с целью углубления и расширения знаний. Для воспитанников, испытывающих затруднения по отдельным предметам, предусмотрены индивидуальные консультации. Также с первого дня внедряются в учебный план внеурочной деятельности и спецкурсы, поддерживающие профиль кадетского корпуса.

В Башкирском кадетском корпусе (БКК) выработана система интеграции основного и профильного образования. Интегративный подход к организации кадетского образования является особенностью нашего учреждения. Кадетский компонент в нашем учреждении обеспечивается в целом в преподаванием общеобразовательных дисциплин с акцентом на отдельные темы, обладающие потенциалом для военно-патриотического воспитания кадет, а также организацией профильного обучения. В соответствии со спецификой учреждения и на основании «Положения о рабочей программе» тематическое планирование учебных предметов содержит компонент военной направленности, который составляет не менее 10% учебного материала. В 9 классе к стандартному базисному плану предпрофильной подготовки добавляются курсы по выбору. Они также подразделяются на предметные и на профориентационные. Курсы ориентированы на расширение знаний по предметам: обществознание, физика, математика, так как данные предметы являются профильными в 10–11 классах. Параллельно ведутся и спецкурсы по кадетскому профилю. Часы внеурочной деятельности распределяются с целью подготовки к Основному государственному экзамену. Таким образом, со дня поступления в наше учреждение выстраиваем индивидуальный маршрут, чтобы кадеты, заканчивая 9 класс, осознанно смогли выбрать профиль и вуз для дальнейшего продолжения образования.

Нужно сказать, что даже в нашем учреждении перед подростком по окончании им основной школы стоит сложная задача не только правильного выбора профиля, но и возможности поступления на данный профиль и реализации обучения на данном профиле. Здесь на помощь к нам идут психолог и социальный педагог, которые оказывают помощь подростку в осознанном выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

В 10–11 классах учебный план представлен двумя профилями: технологическим и социально-экономическим. Выбор данных профилей обучения обусловлен запросами учащихся, родителей, кадровым и методическим обеспечением кадетского корпуса, дальнейшей профессиональной ориентацией кадет. Предметы данных профилей наиболее часто выбираются учащимися для сдачи в форме Единого государственного экзамена в качестве вступительных экзаменов в военные и профильные вузы. Начиная с 10 класса реализуется система повышения мотивации обучающихся к получению высоких результатов при сдаче ЕГЭ. Осуществляется ежемесячный мониторинг уровня подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ с последующей рефлексией и коррекцией.

Для нас важно, что в профильном обучении содержание работы спецкурсов, элективных курсов должно быть высококачественным и творческим. Обеспечить такие условия можно, только если за дело берётся увлечённый руководитель. Здесь важна система работы объединения и необходима связь с профессиональными учебными заведениями. Такая связь в кадетском корпусе налажена. Уже в 10 классе кадетам организовываем стaжиpoвoчные выезды в высшие военные училища, встречи с представителями профильных вузов. К концу 10 класса у многих ребят есть свои индивидуальные кураторы с вузов, которые ведут работу совместно с нами. Они ведут работу с кадетами не только по профориентации, но и по линии медицинской и психологической профпригодности. Показатель эффективности педагогической деятельности по реализации содержания образования и содержания обучения — качество обучения учащихся. Одним из критериев оценки общеобразовательного учреждения являются показатели по сдаче учащимися ГИА. В таблице 1 приведены результаты сдачи ЕГЭ за последние 5 лет.

 Таблица 1

 

Предмет

Башкирский кадетский корпус

Средний балл

Отклонение к уровню 2021 г., +/–

Средний балл в 2022 г., Республика Башкортостан

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Русский язык

62,1

64,2

67,2

64,1

64,0

-0,1

68,1

Математика (профиль)

46,8

52,0

64,8

61,7

63,7

+2,0

58,4

Физика

-

52,0

57,2

50,3

60,0

+9,7

60,0

Обществознание

55,6

60,0

58,5

61,2

68,0

+6,8

61,3

История

66,4

84,0

60,5

57,6

74,0

+16,4

60,2

 

Данные таблицы — это не только цифры, но кропотливая ежедневная работа всего коллектива. Как мы добились этого, как мы пришли к таким результатам? Педагогами был выработан и реализуется комплекс мер, направленных на позитивную динамику результатов обучения кадет. В первую очередь это ответственность учителя перед самим собой, перед ребёнком, перед родителями, перед кадетским корпусом, как бы высокопарно ни звучало — перед государством. Секретов нет. Всего учителей математики 5, русского языка — 5. В начале 11 класса распределяем кадет на группы по подготовке по предметам по уровню знаний на всех учителей. Таким образом, ответственность за качественную подготовку кадет к экзаменам лежит на всех членах методического объединения, и спрос также со всех. Нет моих и чужих детей, есть — наши. Успешная сдача экзаменов — это успешное поступление в вузы (табл. 2-3).

 Таблица 2

 

БКК

2019 г.

 

 

БКК

2020 г.

Количество выпускников

Всего в вузы

Профильные вузы

Динамика, %

Количество выпускников

 Всего в вузы

Профильные вузы

45

36

21

+9

44

41

25

%

80

47

 

90

57

 

Таблица 3

 

 

БКК

2021 г.

 

 

БКК

2022 г.

 

Динамика, %

Количество выпускников

Всего в вузы

Профильные вузы

Динамика, %

Количество выпускников

Всего в вузы

Профильные вузы

Динамика, %

+10

56

47

38

+11

47

44

32

+9

 

84

68

 

94

68

 

Башкирский кадетский корпус растёт, развивается. Итогом использования разных инновационных технологий являются достижения учащихся в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях (табл. 4).

Учебный год

Уровень мероприятия

Муниципальный

Республиканский

Всероссийский

Международный

2019/20

92

17

16

4

2020/21

105

39

40

18

2021/22

100

117

42

18

 Учёба в кадетском корпусе — это не только патриотическое воспитание, но и первоклассное образование, всестороннее развитие ребёнка. Будущие защитники и защитницы Отечества получают ряд совершенно уникальных навыков, становятся дисциплинированными и ответственными. Ребята плечом к плечу проходят сложный, но интересный путь от принятия торжественной клятвы до сдачи предпрофессионального экзамена, и за время учёбы становятся по-настоящему преданными и верными друзьями.

 Об авторе

Мамбеткулова Гульсум Кадымовна, заместитель директора по УВР ГБОУ БКК ПФО им. А.В. Доставалова, заслуженный учитель Республики Башкортостан, почётный работник общего образования Российской Федерации, г. Ишимбай.

About the author

Mambetkulova Gulsum Kadymovna, Deputy Director for EW of SBEI BCC VFD named after A.V. Dostavalov, Honored Teacher of the Republic of Bashkortostan, Honored Worker of General Education of the Russian Federation, Ishimbay.

наверх